4 июня 2009 года на отечественные экраны выходит картина, которую поклонники ждали уже давно – фильм «Терминатор: Да придет спаситель», главные роли в котором исполнили Кристиан Бэйл и Сэм Уортингтон. Впечатляющие спецэффекты, мощная мифология, крепкий сценарий и гармоничный актерский состав, - вот составляющие четвертой части саги о смертельной войне между машинами и людьми.
Опасения поклонников (с замиранием сердца ожидающих выхода ленты) на предмет того, а не «наваяет» ли МакДжи нечто подобное «шедевру» Джонотана Мостоу, к счастью, не подтвердились. Фильму удалось смыть пятно с франшизы, которая была безжалостно запачкана недоразумением под названием «Терминатор 3: Восстание машин». Теперь можно спокойно стереть из памяти Терминатрикс в исполнении Кристанны Локен, амебоподобного Джонна Коннора (попытку изобразить которого предпринял Ник Сталь), и смело именовать «Терминатор» трилогией, третьей частью которой выступает «Терминатор: Да придет спаситель».
Последняя (по крайней мере, на данный момент) часть киносериала о киборгах, отчаянно стремящихся к уничтожению человечества, примечательна по ряду причин. Но главное, что делает картину «Терминатор: Да придет спаситель» фильмом, притягательным для поклонников дилогии Джеймса Кэмерона, - это четко выстроенная мифология и тонкая, но хорошо прослеживаемая связь между первыми двумя лентами («Терминатор» - далее Т1 и «Терминатор: Судный день» - деле Т2) и последним «Терминатором».
Во-первых, ставшие уже хрестоматийными фразы из Т1 и Т2: «I’ll be back» («Я вернусь»), «No fate, but what we make» («Нет судьбы кроме той, которую мы сами творим»), «Come with me if you want to live» («Идем со мной, если хочешь жить»). Когда мы слышим последнюю из уст подростка в исполнении Антона Ельчина, то персонажа уже можно и не представлять, - публика и так прекрасно понимает, кто перед ней находится. Также мы становимся свидетелями зарождения преданности Кайла Риза Джону Коннору, которая была красноречиво озвучена в Т1 («Я готов умереть за Джона Коннора»). Кстати, немало и цитат визуальных: так, мы узнаем, как у Джона Коннора появился тот знаменательный шрам на пол-лица; видим единственную уцелевшую фотографию Сары Коннор, которая в Т1 сгорела в огне при нападении терминаторов, и т.д..
Во-вторых, не обошлось и без «железного Арни». Шварценеггер все также разгуливает в стиле ню, только на этот раз он не отбирает куртки у уличных хулиганов и не шокирует своим видом дам из придорожного бара. Правда, воссоздан он с помощью компьютерных технологий, но выглядит от этого не менее реалистичным.
В-третьих, философский довесок, усиливающий глубину ленты. Так, еще не ставшему лидером Сопротивления Джону Коннору, как нетрудно подсчитать, 33 года. Во-первых, знаковый возраст, а во-вторых, первые буквы его имени и фамилии на латинице – JC (от John Connor), а это уже недалеко до Jesus Christ (тоже, кстати, JC). Иными словами, ну чем не спаситель? Так что любопытная ситуация получается. Другое дело, что фактически спасителем выглядит не Джон Коннор, а Маркус Райт, но посыл прочитывается.
В фильме «Терминатор: Да придет спаситель» мы видим не только стареньких Т-600 с облезшей резиновой кожей, новенького (и заметно усовершенствованного) Т-800, только что сошедшего с конвейера, но и многие другие диковинные изобретения: Жнеца, мототерминаторов, гидроботов и много чего еще. Можно констатировать, что терминаторы от серии к серии все прогрессируют. Если в Т1 «первой скрипкой» был Т-800, «обычный» кибернетический организм (стальной скелет, «обернутый» живой тканью), в Т2 - Т-100, киборг из жидкого металла, принимающего практически любые формы, в Т3 – еще более «навороченная» модель TX, то в Т4 у нас есть возможность еще раз подивиться изобретательности Скайнета. На этот раз перед зрителями появится Маркус Райт – полумашина-получеловек, главная ценность которого для Скайнета состоит в том, что до поры до времени он и не подозревает, что является терминатором и что в его «живой мозг» вживлен цифровой интерфейс, который контролирует линию его поведения. Правда, у Маркуса появляется то, чего были лишены терминаторы из предыдущих серий – возможность выбора, кем быть: машиной или человеком. И он этот выбор делает.
Багов, к сожалению, избежать не удалось. Так, непонятно, почему Скайнету «не удавалось убить Джонна Коннора 44 года». По логике вещей, действие фильма «Терминатор: Да придет спаситель» происходит в 2018 году, а попытки убить лидера Сопротивления начались в 1984 (то есть за год до его рождения). Можно даже не брать калькулятор, чтобы подсчитать искомую цифру: 34. Странноватый ляп для сверхкомпьютера, обладающего суперспособностями. Правда, все кажется логичнее, если Скайнет имел ввиду 2028 год (как раз 44 года и получается), но тогда встает другой вопрос: при таком всемогуществе и способности предвидеть будущее с какой стати Скайнету бояться какого-то Джонна Коннора? И почему столь всеведущий компьютерный гений до сих пор не разгромил малочисленные и слабоорганизованные группки людей?
Однако все эти недостатки и мелкие несостыковки не портят общее впечатление от ленты. Во-первых, она на голову выше предыдущей части «Терминатора». Во-вторых, хороша и сама по себе.
Поэтому в целом можно говорить, что «Терминатор» под руководством МакДжи буквально восстал из пепла. Это картина, которая является достойным продолжением дилогии Джеймса Кэмерона (хотя, конечно, переплюнуть по мастерству «Терминатора 2» не удалось, да это и вряд ли возможно), но, помимо этого, может быть интересна и тем, кто по тем или иным причинам еще не знаком с миром Терминаторов. Что ж, прекрасный повод прийти в кинозал и выяснить, заслуживает ли человечество второй шанс. По крайней мере, «Терминатор: Да придет спаситель» точно заслуживает того, чтобы быть увиденным.